Уравнение с тремя известными
1. Автомобиль «Формула студент» весит 280 килограмм, имеет
двигатель мощностью 60 лошадиных сил и набирает скорость 100 км/ч за
пять секунд.
2. В майских соревнованиях «Формула гибрид» 2007 года
участвовало 9 команд. Для участия в соревнованиях 2008 года уже
зарегистрировалось 120.
3. На международной конгресс-выставке Global education за серию проектов «Формула студент» МАДИ получил серебряную медаль.
Маловероятно,
чтобы кому-то в мире пришло в голову обратиться к нам за новой
технологией, качественными финансовыми услугами, эффективным
управлением, кассовым фильмом, модной одеждой. На нашу страну выходят,
чтобы купить нефть, газ, пресловутый лес-кругляк. Стало быть, в мировом
разделении труда мы не инженеры, не банкиры, не дизайнеры, не продюсеры
и управляющие. Мы — бурильщики, шахтеры, лесорубы. То есть довольно
чумазые ребята с рабочих окраин.
Владислав Сурков, заместитель руководителя Администрации Президента РФ
Дураков от общества успешно изолирует телевидение, из двух главных российских бед актуальной остается одна — дороги и то, что по ним ездит. Разобраться с ней взялись студенты Московского автомобильно-дорожного института. Они делают автомобили своими руками. Практически в одиночку. Таких автомобилей создано уже два. Первый, разобранный на все детали, которые возможно использовать еще раз, ржавеет во дворе университета, второй после августовских соревнований в Германии пылится в гараже, а третий пока существует лишь в компьютере. Помогать студентам никто не торопится.
1. Старт
Гоночный автомобиль — это круто. Но скучно... Каждый болван
мечтает на нем покататься, фирмы-производители представляют гоночные
«концепты» пачками. Экологичный автомобиль — это полезно. Но тоже
скучно… Разговоры о нем ведутся со времен носовского «Незнайки в
Солнечном городе», а воз (бензиновый, внутреннего сгорания) и ныне там.
Студенты Московского автомобильно-дорожного института решили взбодрить
проблему. Они создают гоночный экологичный автомобиль.
Он будет максимально быстро разгоняться при минимальном
потреблении топлива и выбросах токсичных газов. У него будет два
двигателя: бензиновый и электрический. При весе всего 420 кг он будет
разгоняться до 100 км/ч за пять секунд. Доделать его студенты надеются
к маю 2008 года, чтобы выступить с ним на международном чемпионате в
США.
2. Зачем
Международный автомобильный проект «Формула студент» существует с
1976 года. Для участия в нем студенты должны объединиться в команду,
самостоятельно спроектировать автомобиль, найти спонсоров на
гайки-винтики, затем их скрутить, собрать и презентовать авто перед
авторитетным международным жюри. Машина должна выдержать испытания и
принять участие в гонке.
«Формула студент» — это «школа жизни», прочный, надежный мост
между вузовским образованием и реальным производством. Построить машину
хочется любому мальчишке (если не совсем лох, конечно), а чтобы это
сделать, нужны знания. Не «для образованности» нужны — для дела. Таким
образом система образования встает «с головы на ноги».
3. Кому это выгодно
Студенческие разработки в рамках проекта поддерживают гиганты
автомобильной индустрии: «большая тройка» американского
автомобилестроения (GM, Ford и Chrysler), немецкие компании BMW, Audi,
Bosch, японские корпорации Toyota, Yamaha, Suzuki, Honda. Молодые люди,
которые способны спроектировать и построить автомобиль еще в институте,
— это идеальные работники для их предприятий. Поэтому автопроизводители
внимательно следят за проектом. Они дают командам деньги, предоставляют
новейшие компьютерные программы для проектирования, выделяют
необходимые рабочие помещения, оплачивают проезд на соревнования,
приглашают на стажировки.
4. Правила движения
Соревнования проходят в трех классах: «Формула студент» — здесь
нужно сконструировать, изготовить и собрать гоночный автомобиль по
последним технологиям, «Формула гибрид» — надо сделать экологический
автомобиль, добавив к двигателю внутреннего сгорания электродвигатель и
блок аккумуляторов, и «Мини Баха» — всем командам выдаются одинаковые
двигатели, которые запрещено трогать и вокруг которых студенты должны
спроектировать автомобиль для гонок по бездорожью.
Каждый автомобиль может участвовать в соревнованиях только один
раз. На следующий год на нем выступать уже нельзя, то есть необходимо
приступать к проектированию нового. Сейчас в МАДИ студенты проектируют
третий автомобиль класса «Формула студент», второй «Мини Баха» и первый
«Формула гибрид», который и должен выехать на соревнования в мае
2008-го в США.
5. Длина пробега
Число команд «Формулы студент» растет с каждым годом. В 2006 году
в Германии их было сорок, а на соревнования, которые пройдут в 2008
году, подано уже более 120 заявок. Среди них и одна российская — от
студентов МАДИ. Пока только одна. В Московском автомеханическом
институте проект лишь начинает развиваться, в Санкт-Петербургском
политехническом университете почему-то уже заглох, но зато им активно
заинтересовались студенты из Тольяттинского государственного
университета. «Нужна конкуренция в России, иначе наши студенты не будут
прогрессировать. Было бы хорошо, например, сначала провести
соревнования внутри страны, отобрать лучших и отправить на
международный чемпионат», — говорит координатор серии проектов «Формула
студент» в России Сергей Сафроненков.
6. Задняя передача
Пока наши студенты, заинтересовавшиеся проектом, вынуждены тратить
больше времени на решение организационных проблем, чем на инженерные
муки творчества. Где найти гараж для работы, на какие деньги купить
детали, где взять новые компьютерные программы? Сам процесс сборки
автомобиля отодвигается на последние дни. Команда превращается в
полноценную автомобилестроительную фирму: здесь есть конструкторы,
пилоты, переводчики, а также «менеджеры по баблу», занятые
исключительно поиском спонсоров. Во всех многолюдных местах МАДИ
развешаны объявления, которые приглашают к участию в проекте все новых
и новых студентов. Но на сегодняшний день пришли и закрепились в
команде только 50 человек. Остальные, когда узнают, какие их
подстерегают трудности, идут на попятную.
7. Утечка топлива
В распоряжении команды маленькая комната на 10 этаже лабораторного
корпуса института. Здесь компьютеры, ксероксы, копиры, полки с дисками
— все то, что нужно для теоретического конструирования. «У нас нет
постоянного рабочего места, — сокрушается главный инженер команды
«Формула гибрид» Павел Павлов, — сначала мы работали в экологической
лаборатории на первом этаже, но оттуда нас попросили. Тогда временно
переехали в подземный гараж, где стоят учебные автомобили МАДИ. Сейчас
родители одного из ребят на свои деньги купили гараж — там и будем
работать, если всюду выгоняют…»
Возникают проблемы и со спонсорами. Здесь своими силами не
обойтись: автомобиль «Формула студент» стоит почти 25 тысяч долларов,
«Формула гибрид» — около 30 тысяч. А ведь каждый год нужна новая
машина. Студенты обращались в российский автомобилестроительный холдинг
«Группа ГАЗ», те обещали подумать и замолчали. «ГАЗ нуждается в таких
специалистах, как мы, но боится, что даст деньги, а мы уйдем — уже
сейчас нам предлагают работу за границей», — рассказывает Павел.
Четверым ребятам из команды уже предложили пройти пятимесячную
стажировку в исследовательском центре компании «Мазда» в Германии.
Правда, двое из них отказались: знания, полученные в проекте, считают
суперопытом, который нельзя сравнить ни с какой практикой, даже в
крупнейшей компании. Между тем ребята без проблем договорились с
японской компанией Yamaha, которая дает им для работы над «Формулой»
скутеры, мотоциклы и квадроциклы. Шведская компания SKF, крупнейший в
мире производитель шарикоподшипников, не только дарит продукцию, но и
предложила университету оборудовать учебный класс, а преподавателям
МАДИ — пройти курсы по обучению для работы на новом оборудовании.
8. Ухабы
Таких проблем, как у команды МАДИ, нет ни у одной команды «за
бугром». Во-первых, спонсоров там искать почти не надо — они сами
находят команды. Во-вторых, с изготовлением деталей проблем не
возникает — спонсоры стремятся, чтобы команда работала на их
оборудовании. Ведь большая вероятность, что студент придет потом
работать на предприятие, с оборудованием которого он уже знаком.
Кстати, на Западе большинство участников — не вузы, а средние
специальные учебные заведения (по типу наших колледжей, техникумов,
профессиональных училищ), только участники постарше — в среднем 23-25
лет. В-третьих, многие детали команды делают прямо в своих
университетах. По словам Павла, в институте они не сделали ни одной
детали, хотя есть кафедры, где стоят нужные станки, только существует
одно но: эти станки давно устарели. Проект держится на инициативе самих
студентов и «босса» — так все ребята называют преподавателя и
координатора проектов Сергея Сафроненкова.
Для участия в майских соревнованиях у российской команды уже есть
концептуальная схема, эскиз автомобиля и деревянная рама для отработки
эргономики места пилота, обклеенная скотчем и фольгой. Только денег
нет. Как говорится, дело за малым...
Топ-5 самых видных научных приобретений и разработок университетов
Система круглосуточного мониторинга чрезвычайных ситуаций
Московский институт радиотехники, электроники и автоматики
1,5-метровый прибор устанавливается на высотное здание и с помощью
блока панорамных камер ведет постоянный контроль за состоянием
окружающей среды в радиусе двух километров. Если случаются пожар,
токсичные выбросы и прочие ЧС с выбросами в атмосферу — моментально
реагирует и передает информацию на главную станцию МЧС. Система
работает в комплексе с прибором, выпущенным в 1999 году.
Технология модификации полимеров
Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина
Используется для создания теплостойкой обшивки космического
корабля, хирургических нитей, антимикробных повязок на раны, дорожных
покрытий.
Многофункциональные роботы
Московский государственный технический университет им. Баумана
Есть модели, которые играют в футбол, работают на конвейере, осуществляют перенос деталей, сборку машин и доставку к станкам.
Интернет-лаборатория «Основы электротехники»
Московский энергетический институт (технический университет)
Около 100 человек могут выполнять практические задания по Интернету, не заходя в институт.
Циклотрон (циклический ускоритель тяжелых заряженных частиц)
Научно-исследовательский институт ядерной физики МГУ
120-сантиметровая установка создана для изучения ядер атомов. В
результате работы прибора можно получать ядра с заранее заданной
формой. В быту установка дает очередную порцию вопросов и ответов о
мироздании.
RE:Акция
Номер: №36, "Три раза " (5 ноября 2007 — 15 ноября 2007)
Рубрика: Вещь
Автор: Ирина Голосова
RE:Акция
Номер: №36, "Три раза " (5 ноября 2007 — 15 ноября 2007)
Рубрика: Вещь
Автор: Ирина Голосова