В прошлогоднем сентябрьском номере МОТОР писал о выступлении студенческой команды МАДИ в чемпионате «Формула студент» на международном этапе в Германии. Тогда московские студенты впервые пробовали силы в этой серии, фактически прорубив окно в мир студенческого автоспорта.
![alt](http://www.motor.ru/images/archive/133/23-1.jpg)
Напомним, суть проекта – в постройке небольшой «формулы» с двигателем до 610 «кубов» и 20-миллиметровым рестриктером на впуске. Сейчас наша команда строит другой болид (по регламенту каждый год необходимо выступать с новым автомобилем) и готовится к выезду на этапы в Англию и Германию этим летом.
Помимо «Формулы студент» существуют еще две похожих серии – Baja SAE и «Формула гибрид». В первой необходимо построить багги. Причем мотор предоставляется организаторами – это 10-сильный двигатель Briggs & Stratton, который нужно установить на шасси непосредственно на этапе.
![alt](http://www.motor.ru/images/archive/133/23-7.jpg)
Все остальное, включая трансмиссию, уже должно быть готово к началу соревнований (данные, касающиеся двигателя, присылают заранее). Полученный автомобиль проходит через ряд статических и динамических тестов. Особенно интересны заезд на уклон в 60%, преодоление грязевой ванны, буксировка груза весом 300 кг. В конце, для тех, кто прошел испытания, проводят четырехчасовую гонку на выносливость – автомобили проходят порядка 100 миль.
![alt](http://www.motor.ru/images/archive/133/23-2.jpg)
13–15 апреля состоялся этап Baja SAE во Флориде. Основное отличие от предыдущих – добавилось испытание в виде форсирования водного препятствия. Помимо преодоления сложных дорожных преград студенты должны были научить свои багги еще и плавать. Команда из МАДИ за год выросла в численности и разделилась на два «структурных подразделения» – «формулу» и «багги». Второе по итогам этапа во Флориде заняло 58-е место из 80. Это весьма неплохо, учитывая, что у лидирующих команд гораздо богаче финансовые возможности и опыт. Как таковая серия стартовала еще в середине 1970-х.
![alt](http://www.motor.ru/images/archive/133/23-3.jpg)
«Формула гибрид» – серия сравнительно новая, но динамично развивающаяся. Суть – постройка болида с гибридной силовой установкой на основе обычной «формулы» (обычно прошлогодней).
Наибольшие проблемы возникают с проектированием электродвигателя (впрочем, большинство команд просто покупает его на стороне, что разрешено правилами, но уменьшает количество начисляемых баллов) и системы управления (именно из-за ошибок в ней автомобили чаще всего отказываются нормально работать). Судить о темпах развития класса можно по количеству участников – за год численность выросла с двух до одиннадцати команд. Кстати, одна из них не имела «формулы» в качестве основы, поэтому построила свою машину на шасси багги. «Формула гибрид» тоже заинтересовала студентов из российского института, сейчас набирается «гибридная» команда под руководством аспиранта, специалиста по электрике.
![alt](http://www.motor.ru/images/archive/133/23-6.jpg)
Во время поездки на этапы Baja SAE и «Формулы гибрид» команда МАДИ побывала в гостях у известных частных американских вузов – участников проектов. Первый, аэрокосмический университет Emby Riddle имеет три команды – женскую и мужскую по багги и «гибридную». Второй – Дартмундский инженерный колледж, выступавший на гибридном этапе.
![alt](http://www.motor.ru/images/archive/133/23-8.jpg)
Визит к американцам показал, что такое по-настоящему богатая база. Например, Emby Riddle располагает сорока самолетами, предназначенными для университетской школы пилотов. Удивляться тут нечему – оба заведения платные, и доходы у них соответствующие. Так, в первом год обучения стоит $25 000, а во втором и вовсе $40 000. Если бы все 10 000 студентов МАДИ оплачивали свое обучение по таким тарифам, то, наверно, можно было бы школу вождения Формулы-1 открыть…
![alt](http://www.motor.ru/images/archive/133/23-4.jpg)
Пример МАДИ оказался заразительным. В России к работе в рамках «Формулы студент» приступили команды из МАМИ, вузов Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и некоторых других городов. Однако о молодежных сериях пока знает довольно узкий круг людей, поэтому решено было провести этап в Москве с 23 по 26 августа с максимально широким освещением его в СМИ. Он должен оказаться интересным не только для участников-студентов, но и для крупных компаний, чья деятельность так или иначе связана с автомобилями. Ведь подобные мероприятия – это школа будущих профессионалов. Недаром за рубежом все крупные автопроизводители спонсируют серию – BMW, Audi, Honda, Toyota и т.д.
![alt](http://www.motor.ru/images/archive/133/23-5.jpg)
Одна из проблем – пассивность молодежи. Гораздо проще пить пиво после или вместо лекций, чем организоваться и построить машину, чтобы выступить на этапе серии. Наградой за труды будет бесценный опыт, новые знакомства и, в конце концов, то же самое пиво, только на VIP-трибуне трассы Формулы-1, а не на заплеванной скамейке.