Вопрос экономии природных ископаемых, таких как нефть и газ, стоит очень остро, — этих запасов на Земле осталось на 40 — 50 лет, говорят учёные. Основными «потребителями» нефте-газовых энергоресурсов являются двигатели внутреннего сгорания (ДВС). С момента изобретения двигателя Отто ведутся работы по снижению удельного расхода топлива и вредных выбросов; повышению КПД, литровой мощности ДВС и т.д.
Подобные задачи решали и учёные Московского государственного агроинженерного университета им. В.П. Горячкина, разрабатывая первый отечественный трактор с комбинированной энергоустановкой. В качестве исходного материала был взят трактор Владимирского тракторного завода ВТЗ-2048А, мощность двигателя которого составляет 33 кВт.
Инновационный трактор Московского государственного агроинженерного института, в отличие от обычных сельскохозяйственных машин наряду с серийным двигателем внутреннего сгорания (ДВС) и трансмиссией, имеет систему компенсации мощности: тяговый электродвигатель — генератор и накопитель энергии — суперконденсатор.
«При появлении излишков мощности (работа ДВС на холостом ходу, движение на спуске, и т.д.) механическая энергия преобразуется в электрическую и скапливается в модуле-накопителе (суперконденсаторе). При перегрузке ДВС генератор переходит в «моторный» режим и начинает расходовать накопленную ранее энергию. Получается более гладкая кривая мощности, исчезают пики недогрузки и перегрузки, — поясняет один из создателей инновационной машины, ассистент кафедры «Автомобильный Транспорт» Московского государственного агроинженерного университета им. В.П. Горячкина Дмитрий Бобровников. — Создавая опытный образец комбинированной энергетической установки, мы поставили цель не изменять конструкцию базового трактора. В результате получился модуль системы компенсации мощности, который может поставляться заказчику как дополнительное оборудование».
Согласно протоколу предварительных испытаний, использование гибридного трактора позволит в полтора раза сократить количество выбросов в атмосферу продуктов сгорания и на 20 процентов снизить количество потребляемого топлива. При этом мощность трактора увеличится на 45 процентов, выработка за час возрастёт на 9—12 процентов, снизятся эксплуатационные затраты. По словам разработчиков, срок окупаемости «сельхозинновации» составит не более двух лет.
Первые оценки гибридный трактор уже получил: это золотые медали прошлогодних выставок «День поля» и «Золотая осень». В этом году ему предстоит ещё более серьёзный экзамен: показать себя в деле. В августе начнутся его ресурсные испытания в полях, то есть эксплуатация машины по максимуму, до первого отказа.
Заказчик проекта — Министерство сельского хозяйства РФ.
По материалам: www.STRF.ru
P.S. не совсем понятна все-таки режим эффективности в поле данного трактора. Может быть для коммунальных служб в городе он и имеет смысл. А в поле трактора работают примерно на режиме постоянной мощности. Поэтому данные по экономии топлива сильно сомнительны.