![Первый Русский Автобус-Гибрид!](http://formulahybrid.ru/uploads/posts/1237755440_russkiy_gibrid.jpg)
Бурное развитие гибридных транспортных средств не осталось без внимания российских конст рукторов. Университет МАМИ создал свой опытный гибрид базе УАЗ-3153, а МГАУ (Московский агротехнический университет) использовал для аналогичной разработки трактор ВМТЗ-2048. Что же касается ЛиАЗа, то по словам представителя завода первоначально была идея оснащения автобуса зарубежной трансмиссией. Но появился и отечественный разработчик — электротехнический концерн «Русэлпром», а входящий в его состав Владимирский электромеханический завод оперативно изготовил для нового заказчика комплект тягового электрооборудования, работающего по последовательной схеме. Этот комплект и разместили на шасси низкопольного автобуса ЛиАЗ-5292.
![alt](http://formulahybrid.ru/uploads/posts/1237755095_hybrid_liaz.jpg)
![Первый Русский Автобус-Гибрид!](http://formulahybrid.ru/uploads/posts/1237755440_russkiy_gibrid2.jpg)
Выбор ЛиАЗом последовательной схемы обусловлен мировым опытом, минимальной стоимостью и сроками разработки, внедрения и окупаемости проекта. Примером подобной разработки может служить городской автобус MAN Lion’s City Hybrid, разработанный компаниями MAN Nutzfahrzeuge AG и Siemens. Кстати, его серийное производство запланировано на 2010 г.
На практике конструкция гибридной силовой установки представленного ЛиАЗа выглядит следующим образом. Используемый в качестве силового агрегата дизель Cummins ISBe4 (Euro 4) максимальной мощностью 185 л.с. расположен поперечно в заднем свесе со смещением к правой стороне. Кстати, в качестве опций предусмотрена возможность установки различных моторов, есть и варианты, работающие на газовом топливе. С двигателем агрегатирован асинхронный генератор переменного тока такой же мощности, как и ДВС, а в качестве тягового привода используется электродвигатель с максимальной кратковременной мощностью 250 кВт. Для управления потоками мощности и тягой служит контроллер верхнего уровня. Причем связь между контроллером, органами управления и отображения информации, а также электронным блоком управления ДВС осуществляется посредством мультиплексной шины CAN bus. В общей схеме также имеется блок силовой электроники, тормозной резистор сопротивлением 4 Ом (мощность торможения до 150 кВт) и буферный накопитель энергии, расположенный на крыше и представляющий собой набор из 12 суперконденсаторов суммарной емкостью 21 Ф. Их изготовителем является компания Maxwell Technologies.
К слову, суперконденсаторы — это относительно новый тип источников тока, занимающий промежуточное положение между аккумуляторами и традиционными конденсаторами. По сравнению с первыми, этот источник тока имеет более высокую удельную мощность, но низкую удельную энергию, а в сравнении со вторыми, наоборот — более высокую энергию при сопоставимом уровне мощности. В нашем случае такой накопитель энергии, подключенный в схему параллельно тяговому двигателю, обеспечивает пиковые потребления мощности тягового привода и позволяет рекуперировать кинетическую энергию при торможении автобуса. Согласно информации изготовителя, при работе дизеля в установившемся режиме на 25–30% снижается потребление топлива и в несколько раз уменьшается уровень выбросов. Кроме того, использование данной гибридной силовой установки позволяет повысить комфортабельность поездки для пассажиров: снизить уровень шума и вибрации при торможении.
Низкопольный ЛиАЗ-5292Х предназначен для работы в мегаполисах. Просторный и комфортабельный салон вмещает 100 пассажиров, 20 из них могут ехать на мягких сиденьях со съемными подушками и полутвердыми спинками. Благодаря специальной функции книлинг, уменьшающей угол въезда инвалидной коляски, имеется возможность перевозить людей с ограниченными возможностями. В салоне наряду со специальной аппарелью предусмотрены места для крепления инвалидных колясок. Система отопления салона использует тепло системы охлаждения двигателя, а также энергию автономного жидкостного отопителя Spheros, включенного в общий контур. Он является аналогом известного европейского агрегата Webasto Thermo 300 с максимальной отопительной мощностью 30 кВт. Данный выбор обусловлен, с одной стороны, большими размерами салона, а с другой, скромными параметрами силового агрегата, являющегося в данном случае источником тепла. Кстати, в автобусе имеется и отдельный передний отопитель, обеспечивающий приоритетный обогрев рабочего места водителя.
Среди прочих конструктивных особенностей новинки можно отметить усиленную конструкцию крыши, несущую на себе блоки суперконденсаторов. Некоторые изменения коснулись и рабочего места водителя. В частности, центр приборной панели теперь занят многофункциональным дисплеем, на котором в процессе работы отображается вся необходимая информация о работе гибридной силовой установки, а из аналоговых элементов остался лишь указатель уровня топлива. Между тем на своем стандартном месте остались кнопки управления трансмиссией. Только теперь их не 6, как на машине с АКП, а всего 4: стоянка, нейтраль, вперед, назад.
Гибридный концепт-автобус унифицирован существующими низкопольными автобусами марки ЛиАЗ по кузову и типам агрегатов, что дополнит продуктовую линейку «Русских автобусов», работающих на альтернативных видах топлива (дизель-газ-электричество). Одновременно это позволит крупным пассажироперевозчикам сформировать наиболее эффективную городскую маршрутную сеть, объединив на одной базе разные виды транспорта. По словам представителей дивизиона «Русские автобусы», заинтересованность в данной модели уже проявили такие крупные компании, как «Мосгортранс» и «Мострансавто». К сертификационным испытаниям новой модели приступят уже в нынешнем году и на рынке первая опытно-промышленная партия появится в 2009-м.
Техническая характеристика автобуса ЛиАЗ-5292Х с гибридной силовой установкой (ГСУ)
Массогабаритные параметры
Полная масса, кг 18 800
Число мест для сидения 20
Количество мест для пассажиров в инвалидных колясках 2
Общая пассажировместимость, чел. 100
Габариты (ДхШхВ), мм 12 000х2500х3165
Характеристики
Максимальная скорость, км/ч 185
Двигатель тяговый асинхронный ТAД 225-380
макс. кратковременная мощность, кВт 250
макс. частота вращения, мин-1 5000
Мотор-генератор асинхронный ТАГ 225-280
макс. кратковременная мощность, кВт 250
макс. частота вращения, мин-1 5000
Привод мотор-генератора Cummins ISBe4 (Euro 4), турбодизель
мощность, л.с. 183
крутящий момент, Нм при мин-1 700 при 1500
Накопители на крыше, 12 шт., суммарная емкость, Ф — 21
общая масса, кг 700
по материалам:
Михаила Ожерельева
Журнал «Автопарк»
адрес статьи:
http://www.park5.ru/articles/by_theme/automechanics/1/475/
P.S. Сайт проекта: http://hybrid.ruselprom.ru