Многие люди, которым небезразличен мир автоспорта, хотя бы раз хотели оказаться в роли участника, а не более или менее высококвалифицированного созерцателя, разбирающегося во всех последних новостях.
Конечно, большинство в юном возрасте мечтает о гоночной карьере, но многих останавливает высокая стена, сложенная из кирпичей мнимой сложности и мистичности автоспортивного мира. А, в действительности, реализовать свои желания гораздо проще, нежели они могут предполагать – для этого не нужно тратить много собственных денег и иметь множество связей – главное по-настоящему иметь желание.
И данное утверждение легко проверить, пообщавшись со студентами из команды Students Engineering Group MADI (SEG-MADI), пионеров серии проектов «Формула Студент» в России, а ещё лучше убедившись на собственном опыте, проверив это самим.
Первый шаг к мечте был сделан ребятами из МАДИ ещё в августе 2006 года на Hockenheim ring, во время успешного дебютного выступления на международных соревнованиях Formula Student Germany 2006.
И вот теперь, почти за год, команда выросла в численности, и включилась во все направления серии «SAE Formula Student» – постройку внедорожной Mini Baja (маленькая багги) и принципиально нового проекта – «Formula Hybrid» (болида с гибридной силовой установкой). И вот весной 2007 года Students Engineering Group MADI (SEG-MADI) отправилась на ту сторону Атлантики покорять США.
Первым в календаре мероприятий был интересный этап «Baja SAE - University of Central Florida (water event)» - специальный водный этап, который проходил с 13-15 апреля во Флориде. Главным отличием от других соревнований в данном классе является наличие на бездорожной трассе водного участка длиной около 500 метров! Причём во Флориде в этой роли выступало озеро, в котором живут самые, что ни на есть, настоящие аллигаторы!
Цель данных соревнований - определить самую надёжную, проходимую и быструю студенческую конструкцию автомобиля-амфибии. При этом жюри учитываются все особенности технических решений и их экономическая обоснованность. Весьма интересными представляются и разнообразные испытания, предлагаемые для проверки машин.
Среди них особенно выделяются заезд на почти вертикальную горку с уклоном практически 60%, преодоление грязевой ванны, буксировка груза весом 300 кг и, конечно, длинная – 100 мильная гонка с преодолением озера с аллигаторами. И самое удивительное то, что почти все студенческие команды с успехом решают поставленные задачи, а ведь мощность одинаковых двигателей, предоставляемых всем участникам бесплатно спонсором серии компанией Briggs & Stratton у всех автомобилей совсем небольшая и составляет всего 10 л.с!
Российская команда заняла 56 место из 78 участников, что весьма неплохо для дебюта среди команд, особенно зачастую имеющих гораздо большие финансовые возможности и опыт.
Логичен вопрос: «А зачем всё это проводится?». И ответ очень прост, ребята, таким образом, приобщаются к автоспорту, реализуют свои творческие идеи, разбираются в сложных тонкостях на практике, сами ищут финансовую поддержку и конечно находят новых друзей. А так как большинство из них обучаются в университетах, то они хорошо понимают какие новые теоретические знания им необходимы для решения новых практических задач, и воплощения их мечты. Сегодня они учатся, а завтра собирают интересные боевые гоночные автомобили. Проекты серии «SAE Formula Student», практически, являются кузницей гоночных инженерных кадров. Все участники осваивают идеи, почерпнутые во время обучения в своих университетах и применяют их на своих авто, а иногда применяют и свои инновационные решения. И это, как показывает практика, дает поразительные результаты! Серия проектов постоянно развивается и идет в ногу со временем, стремясь соответствовать всем современным требованиям автомобильного бизнеса. Не упустили организаторы серии актуальное и модное сегодня сложное направление гибридной тематики. Это свежая струя в мире автоспорта, ставшая уже достаточно популярной при производстве серийных автомобилей.
Но если в серийных автомобилях основной упор делается на экологичность, топливную экономичность и бесшумность, то при проектировании гоночного автомобиля стараются максимально использовать превосходную динамику при относительно малом потреблении горючего.
Не зря в Италии разработали целую гоночную серию “N.T. Formula S2000 Concept”, с использованием гибридной силовой установки, а Ferrari планирует использовать эти многообещающие технологии в своих боевых болидах Formula 1 уже в 2010 году. В новых Ferrari будут использованы технологии с применением аккумуляторов, способных накапливать энергию, получаемую при торможении, и благодаря им на короткий промежуток времени можно будет значительно повысить суммарную мощность силовой установки. Проект «Formula Hybrid» оказался в авангарде нового интересного автоспортивного направления. И приятно, что среди пионеров оказалась и российская студенческая команда из МАДИ (ГТУ).
Идея создания нового класса и проведения соревнований принадлежит старейшему и по праву престижнейшему частному техническому университету США - «Thayer School of Engineering at Dartmouth».
Цель проекта «Formula Hybrid» - самостоятельно спроектировать и изготовить максимально динамичный, экономичный, бесшумный, эффективный и экологически безопасный гибридный автомобиль в рамках ограничений регламента. При этом, проектируя автомобиль, студенты должны научиться одновременно управлять несколькими сложными агрегатами и добиться экономии топлива около 15% по сравнению с аналогичной машиной «Формула Студент».
«Формула Гибрид» – является неотъемлемой частью мирового и самого успешного в области автомобильной индустрии обучающего инжинирингового проекта SAE Formula Student, уже 30 лет кующего уникальные автомобильные кадры для всего света.
Первый Международный Чемпионат Formula Hybrid проходил с 1 по 3 мая 2007 года на одном из известнейших Национальных овалов США – New Hampshire International Speedway при поддержке таких гигантов, как Toyota, IEEE и SAE.
Соревнования проходили уже по отточенной годами схеме в соответствии с которой команды представляют красочную презентацию и защиту бизнес-плана своего проекта с целью произвести впечатление на виртуальных «боссов фирмы-заказчика». Им также необходимо убедить инженеров ведущих автомобильных компаний в целесообразности примененных технических решений.
И, конечно, самое интересное - динамические тесты: на устойчивость, торможение, разгон только на электрической и на комбинированной тяге, автокросс по короткой кольцевой трассе и самое серьезное испытание - финальная 22 километровая гонка на выносливость и топливную экономичность машины с максимально 30 минутным пит-стопом для подзарядки аккумуляторных батарей.
«Формула Гибрид» имеет два ключевых отличия от других проектов «SAE Formula Student», во-первых, команда может взять за основу раму и шасси от автомобиля «Формула Студент» предыдущих годов постройки и сосредоточиться только на проектировании комбинированной энергоустановки (а не строить все «с нуля»), а во-вторых, участники ограничены одним серьезным фактором – суммарная стоимость первичных источников энергии на автомобиле (аккумуляторов и суперконденсаторов) не должна превышать 6000$. Ну и конечно к автомобилям предъявляются повышенные требования по пожарной и электробезопасности.
В этом году к участию допускались не только полностью гибридные, но и чисто электрические автомобили и так называемый класс «Hybrid To Go». По условиям чемпионата, болиды, представленные в нем, на сведущий год должны стать полноценными гибридами.
Состав участников в связи с новизной и сложностью был скромен и насчитывал всего 9 команд, представивших свои инновационные конструкции. Но и здесь было на что посмотреть!
Вариантов конструкции было представлено множество: от чисто электрических с рекуперацией энергии до гибридных с корпусом, напоминающим фюзеляж самолета. Результаты также весьма впечатляюще, 75 м лучшие автомобили проезжали за 4,9 с, и это притом, что рабочий объем двигателя внутреннего сгорания составляет всего 250 см3!
В результате общую победу одержало в меру сложное, но эффективное техническое решение команды из Канады, в которой была использована параллельная гибридная структура с 2-мя вариаторами.
Этап прошел насыщенно и интересно в теплой дружественной обстановке, в которой команды обменивались опытом, а заинтересованные гости, планирующие принять участие в чемпионате в следующем 2008 году, активно узнавали технические подробности. Среди таких потенциальных участников была и команда SEG-MADI, которой удалось даже побывать на экскурсии в гибридной мастерской и лабораториях пионера и главного инициатора соревнований - Thayer School of Engineering at Dartmouth.
И конечно, это делалось для того, чтобы в 2008 году обязательно выступить на должном уровне, на овале в New Hampshire и осуществить ещё одну мечту – «электрическую»!
Прошедший этап показал большой интерес к гибридному направлению и уже назначены даты следующего этапа в США, а 1-ый Европейский этап «Formula Electric and Hybrid 2007» пройдёт в этом году с 4 по 6 октября в Италии, куда уже обещали приехать и заокеанские команды.
Очевидно, что проект будет интенсивно развиваться - уже сейчас к пионерам и первопроходцам в данной области – командам университетов из США, Канады, Великобритании, Италии и России хотят присоединиться Япония, Австралия, Германия и Франция.
Путь в большой автоспорт сложен и тернист, но вполне преодолим для тех, кто действительно этого хочет, что с успехом доказывают более чем 240 университетов по всему миру, и, к сожалению, пока только 2 из России, участвующих в серии проектов «Formula SAE» . Но это только пока, так как усилиями всё тех же ребят из МАДИ 23-25 августа будет проведён показательный этап «Formula Student, Mini Baja & Formula Hybrid Russia 2007» с приглашением ведущих зарубежных команд для популяризации данного интересного направления в нашей стране. Быть это и есть тот спасительный путь, который выведет Российский автоспорт на настоящий мировой уровень…