2
Компания Honda разработала весьма интересную технологию совершенствования гибридных автомобилей. В Honda нашли еще один источник энергии, который можно использовать для олированными выпускными клапанами, встроенного в каталитический конвертер испарителя, водяного бака с насосом высокого давления, генератора и конденсатора. Горячие выхлопные газы поступают в конвертер с испарителем, где образуется пар с температурой 400-500°С и давлением 7-9 МПа. Этот пар вращает генератор, охлаждается, конденсируется и вновь поступает в бак с насосом.
В ходе испытаний на гибридном автомобиле Honda Stream с двухлитровым бензиновым двигателем паровая установка работала с максимальной мощностью 32 кВт. Термический КПД установки пока не слишком высок - 13%, и в Honda считают, что для коммерциализации технологии нужно работать над повышением этого показателя. Тем не менее, при движении со скоростью 100 км/ч паровая установка увеличила общий термический КПД двигателя на 3,8%. А количество электроэнергии, полученной за счет утилизации тепла выхлопных газов в режиме движения по шоссе, оказалось втрое больше, чем от использования энергии торможения. То есть две системы регенерации энергии хорошо дополняют друг друга - паровая установка эффективна при работе двигателя на постоянных режимах, а регенеративное торможение - при езде по городу с частыми остановками и троганиями.